Сапфическая строфа

Сапфическая строфа
Сапфическая строфа
Сапфическая строфа

Сапфическая строфа это античная разностопная строфа из четырёх стихов, названная именем древнегреческой поэтессы Сапфо.

Виды сапфической строфы

Понятие сапфической строфы включает в себя два вида греческой строфы, различных по ритмико-метрическому строению:

  • малая сапфическая строфа – строфа, состоящая из трёх одиннадцатисложных сапфических стихов и заключительного пятисложного стиха адония, который выступает своеобразным рефреном. Малая сапфическая строфа – распространённая строфическая форма в античном стихосложении;
  • большая сапфическая строфа – строфа, состоящая из семисложного стиха акаталектического ферекратея и большого сапфического стиха, которые чередуются. Большая сапфическая строфа в поэзии встречается редко.

Основной стихотворный размер сапфической строфы – логаэдический, т. е. дактило-хореический.

Происхождение сапфической строфы

Древнегреческая поэтесса Сапфо
Древнегреческая поэтесса Сапфо

Сапфическая строфа названа именем уроженки греческого острова Лесбос, поэтессы, одной из Девяти лириков Сапфо (VII-VI вв. до н. э.), которая ввела эту строфическую форму в античное стихосложение.

Кроме Сапфо, строфу также использовал её соотечественник и поклонник поэт Алкей. Творчество Сапфо образовало особое направление в лирической поэзии, обогатило её перепевами фольклорных песен, новыми стихотворными размерами. В античности лирика Сапфо была чрезвычайно популярной и излюбленной.

Лейтмотив творчества Сапфо – воспевание любви и связанных с ней душевных чувств и порывов. Образцы монодической мелики поэтессы – это гимны, любовные, свадебные песни, эпиталамы, эпиграммы и элегии. Множество произведений Сапфо посвящены представителям женского пола, поэтому её также называют автором «женской» поэзии.

В александрийский период из сочинений поэтессы было составлено девять сборников, разделённых по стихотворному размеру. Поэтические произведения, написанные сапфической строфой, вошли в первую книгу древнего издания в количестве 330 строф.

Единственное стихотворение Сапфо, которое сохранилось до настоящего времени в полном виде, «Гимн Афродите» написано сапфической строфой, особенной формой чередования безударных и ударных слогов, которая укрепилась в римском стихосложении после заимствования её Горацием.

Пример сапфической строфы:

Пестрым троном славная Афродита,
Зевса дочь, искусная в хитрых ковах!..
Я молю тебя, не круши мне горем
Сердца, благая!
(Сапфо, «Гимн Афродите»; перев. В. В. Вересаев)

Распространение сапфической строфы

Малая и большая строфы, изобретённые Сапфо, в силу ритмического разнообразия почитались её современниками и последователями. Строфические образцы были воспроизведены в позднейшей латинской поэзии. В подражание поэтессе малую сапфическую строфу использовал древнеримский поэт Катулл (І в. до н. э.).

Особого развития строфические формы песенной лирики Сапфо достигли в творчестве поэта «золотого века» римской литературы Горация (І в. до н. э.), который канонизировал как малую, так и большую сапфические строфы, используя эти разностопные формы с высоким мастерством в своих одах. В эпоху Средневековья сапфическая строфа применялась для создания латинских церковных песен.

Сапфическая строфа в русской поэзии

В русской поэзии XIX-XX вв. сапфическая строфа претерпела версификационной интерпретации при сохранении основных лирических мотивов Сапфо. Силлабо-тонические имитации малой сапфической строфы в авторской поэзии и переводах с древних текстов создавали Симеон Полоцкий, Н. А. Радищев, А. Х. Востоков, В. И. Иванов, В. Я. Брюсов и др.

Путь к осознанности
Adblock
detector