Сценарий это предметно-изобразительная и композиционная основа сценического представления или фильма в кратком суммирующем изложении либо в тщательной детализации. В последнем случае сценарий выступает как драматургическая форма, в которой (подобно эпическим произведениям, и в отличие от драмы) с прямой речью персонажей свободно взаимодействует описательно-повествовательная речь. Форму сценария имели комедии К.Гоцци, наследовавшие традицию импровизационного театра масок . В 20 веке бытуют режиссерские сценарии, содержащие интонационно-жестовую и пространственную конкретизацию текста драмы (режиссерская партитура — в терминологии МХАТа).
При этом постановщик спектакля становится сочинителем «ремарочной сокомпозиции» (Евреинов Н.Рго scena sua, 1915). Обрастая многочисленными развернутыми ремарками, некоторые пьесы сближаются с режиссерскими сценариями (Б.Брехт, Т.Уильямс, А.Миллер, В.С.Розов, А.В.Вампилов). Сценарий составляет основу инсценировок недраматических произведений. Он является также доминирующей формой драматургии кино и телевидения. Современный киносценарий, будучи предназначен и для чтения, нередко обретает качества собственно литературного произведения. Существуют также оперные, балетные, пантомимические сценарии, часто называемые либретто.
Слово сценарий произошло от итальянского scenario, латинского scaena (scena), что в переводе означает — сцена.