Сенакли

«Сенакли» это литературные группировки во Франции. «Слово «сенакль» вошло в моду благодаря О.Бальзаку, который захватывающе рассказал в романе «Утраченные иллюзии» (1837) о кружке молодых философов, поэтов, ученых вокруг некоего Д’Артеза, которые противопоставляли себя циникам и оппортунистам. Содружество поэтов образовалось на базе журнала «Литературный консерватор» (1819-21), основанного В.Гюго и его братьями Абелем и Эженом. В журнале печатались также А.де Виньи, Эмиль и Антони Дешан. Они были весьма религиозны и придерживались монархических взглядов. Им казалось, что французская литература истощена философией и ее нужно возродить в чистой христианской традиции. Журнал просуществовал недолго, ему на смену пришел другой — «Французская муза», выходивший в Париже (июль 1823 — июнь 1824). Вокруг него сосредоточилась другая группа писателей-романтиков, также приверженцев монархизма и официальной идеологии, сплотившихся вокруг Шарля Нодье, работавшего с апреля 1824 в библиотеке Арсенала, где эта группа часто собиралась, за что ее называют «сенаклем Арсенала». Гюго, Виньи, Нодье, а также Александр Суме, Э.Дешан и А.Гиро делают журнал «Французская муза» своей трибуной.

Нодье требовал для молодежи «монастырей», возможности затворничества. Он полагал, что поэзия позволяет уйти в другой, богатый и прекрасный мир, значительно более яркий, чем реальный, противопоставлял глупой правде фантазию мечты и даже безумие. Группа Арсенала собиралась также в ресторанчике «Мулен де бер», в помещении ветряной мельницы. Те же авторы, а также молодой Т.Готье и Э.Делакруа собирались и в салоне Гюго на улице Нотр-Дам-де-Шан, где соблюдался привычный светский этикет: танцевали, слушали музыку, пили вино и читали стихи. С «левого берега» Сены идеи романтизма перекочевали в предместья, а затем в провинцию: Бретань, Прованс и Лангедок. В кружке Гюго, который Сент-Бёв называл также «сенаклем Жозефа Делорма», имея в виду его пьесу «Марион Делорм» (1831), были выношены идеи «романтической битвы», произошедшей на первом представлении пьесы Гюго «Эрнани» (1829).С 1830 существовала также группа «Молодая Франция», которую стали называть «Малым сенаклем». В нее вошли Жеан Дюсеньер, Готье, Жерар де Нерваль, Ф.О’Недди, Петрюс Борель. Так же, как и «Большой сенакль» Гюго, они продолжали выступать против классицизма за утверждение романтической традиции, против рутины за кардинальное обновление литературы, за что их стали называть еще и «пламенеющими романтиками».

Слово «Сенакли» произошло от французского Cenacles, что в переводе означает — содружества.

Путь к осознанности
Adblock
detector