Шансонье

Пьер-Жан де Беранже
Шансонье
Шансонье

Шансонье это французский певец и поэт, который исполняет собственные лирические или сатирические песни (шансоны) либо использует уже существующие мотивы или мелодии для своих стихов; сборник шансонов позднего Средневековья и эпохи Возрождения.

Происхождение

Песенная поэзия появилась в средние века в творчестве французских поэтов-музыкантов – трубадуров и менестрелей (XII-XIV вв.), в отличие от авторов эпических поэм. Эта традиция была продолжена во французских песнях позднего Средневековья и эпохи Возрождения, написанных в жанре «шансон». Исполнители этих вокально-музыкальных произведений назывались «шансонье». Певец являлся одновременно автором слов песни, композитором и исполнителем. Для создания поэтических текстов использовались различные стихотворные формы, в том числе баллада, рондо, виреле. Первоначально шансонье исполняли песни без музыкального сопровождения. В XVI веке шансоны воспроизводились под аккомпанемент клавиш и лютни.

Сборник песен «шансонье»

В литературе термином «шансонье» также обозначается сборник светских песен и других лирических произведений (шансонов) провансальских трубадуров и труверов. Наиболее известное сочинение такого рода – «Шансонье короля» (XIII в.), в котором содержится более шестисот текстов.

Подъем шансона

Пьер-Жан де Беранже
Пьер-Жан де Беранже

Подъем шансона произошёл в XVIII веке в творчестве французского поэта П.-Ж. Беранже, автора сатирических и политических текстов. Среди других французских шансонье-революционеров выделялись Е. Потье, Ж. К. Клеман, Э. Шатлен, прославленные произведениями демократического направления.

Возрождение жанра

Вытесненный в XVIII веке французской оперой, шансон возрождается в конце ХIX века. С 1880-х годов до первой трети ХХ века популярным музыкальным жанром во Франции было ответвление шансона «реалистическая песня» (chanson rеaliste), которое возникло в концерт-холлах и кабаре в Монмартрском районе Парижа под воздействием литературного реализма и натуралистических движений в литературе и театре. Известные шансонье французских кабаре – А. Брюан и Мистингетт.

Реалистическая песня представляла собой музыкальный стиль, посвященный жизни бедного и рабочего класса Парижа. Такие песни исполнялись преимущественно женщинами, среди которых – Дамия, Фреэль, Э. Пиаф. Из кабаре жанр шансона распространился на эстрадную музыку. В XIX в. шансоны исполняли профессиональные артисты французской эстрады Г. Монтегюс, О. Суетр, А. Брюан и др.

Шансонье ХХ века

Морис Шевалье
Морис Шевалье

В 1950-х гг. снова возрастает популярность шансонье, творчество которых воспроизводило основные проблемы социальной действительности. Большой вклад в развитие жанра классического шансона, в котором большое значение имеет содержание, а исполнитель песни является составителем текста, сделали популярные французские шансонье ХХ века М. Шевалье, Ш. Трене, Э. Пиаф, Ж. Брассенс, Л. Ферре, Ш. Азнавур, а также бельгийские поэты-исполнители Ж. Брель и С. Адамо. В ХХ веке к шансонье относили представителей французской эстрадной песни, среди которых – И. Монтан, М. Матье, Дж. Дассен, П. Каас и др. Но поэтическое содержание песен, составленных эстрадными певцами, не всегда соответствовало собственно шансону. Творчество французских шансонье повлияло на дальнейшее развитие шансона в других странах, например, в Германии на песенную поэзию Ф. Й. Дегенхардта, В. Бирмана.

Современное значение

Под влиянием международной поп-культуры, шансон в последние десятилетия все больше отклоняется в сторону поп-музыки, рока и других современных музыкальных стилей. Под термином «шансонье» подразумевается не только певец шансона или французский эстрадный артист, а и любой исполнитель франкоязычных песен.

Слово шансонье произошло от французского chansonnier, образованного от французского сhanson – песня.

Путь к осознанности
Adblock
detector