Школьная драма это один из жанров церковной драматургии, примыкавшей к латинским драмам гуманистов; возник в конце 15 — начале 16 века в странах Западной Европы (Италия, Франция, Нидерланды, Австрия, Германия, Польша).
Происхождение школьной драмы
Происхождение школьной драмы связано с уставами церковных и светских учебных заведений, где вводились обязательные сценические представления с целью более прочного усвоения учениками латинской речи. Особенно много для укрепления школьной драмы сделали иезуиты, которые черпали для своих пьес сюжеты из легенд, деяний святых и мучеников, из Библии, Евангелия, древней и новой истории, мифологии. Авторы школьных драм пользовались различными источниками, особенно теми, где прославлялась католическая церковь, выбирая наиболее удобные для драматической обработки сюжеты.
Развитие школьной драмы
Школьной драмы развивалась в двух направлениях: христианско-католическом и антично-классическом, она испытала влияние как античного театра (сжатое изложение пьесы, так называемый argumentum, которое стояло рядом с прологом, наличие эпилога), так и средневекового (отсутствие единства времени и места, смешение трагического и комического, латинский язык).
Школьная драма отличалась от средневековых религиозных представлений более строгой классической формой; чаще всего она состояла из трех-пяти актов, после каждого акта выступал хор, который в большинстве случаев развлекал зрителей; у пьесы были прологи и эпилог. Организовывались представления на Рождество, Пасху. Сочинялись пьесы на темы школярской жизни.
Школьная драма в России
В России школьная драма известна с 17 века, когда возникли духовные школы (академии и семинарии). Церковь стала пользоваться школьным театром для подготовки своих кадров. Школьный театр, первоначально появившись в Киеве, просуществовал в России около 200 лет. Пьесы писались силлабическими стихами. Из сохранившихся пьес Киевской духовной академии 17 века самой ранней считается драма «Алексей, Божий человек» (1674), поставленная в честь царя Алексея Михайловича в 1675. В этой академии работал ее бывший воспитанник Симеон Полоцкий (1629-80), написавший оригинальные драматические произведения «О Навуходоносоре царе» и «Комидия притчи о блудном сыне». Русский школьный театр не только ставил пьесы на религиозные сюжеты, но и выступал в поддержку светской власти. В 1702 в Славяно-греко-латинской академии были поставлены политические и пьесы, аллегорически прославлявшие царя Петра.
Конец 17 и начало 18 века — период расцвета школьной драмы. Она выходит за стены духовных училищ (школьный театр студентов Хирургической школы в Москве). Школьный театр отличался демократизмом (естественная декламация, разработанные ремарки, небольшие вставные сценки комического характера, персонажами которых были посадский, слуга, лекарь и др.); в пьесах осуждались хвастовство, пьянство, лжеученость. В школьном театре были необходимые механизмы, костюмы, бутафория. Он сыграл значительную роль в общем подъеме культуры, развитии литературного языка и светского городского театра. Школьная драма была вытеснена драматургическими творениями М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова и др.