
Сицилиана, сицилийская октава это итальянская строфа, состоящая из восьми стихов (октет); разновидность октавы.
Каноническая форма сицилианы
Сицилианская октава, как и собственно октава, состоит из восьми стихов, или строк. Строфа имеет две смежные рифмы, которые расположены по схеме abababab при чередовании мужских и женских клаузул (альтернанс).
Традиционный стихотворный размер сицилианы – одиннадцатисложный или тринадцатисложный стих, в русском силлабо-тоническом стихосложении – пятистопный или шестистопный ямб.
Отличие между сицилианой и октавой
Сицилиана является предшественницей и разновидностью октавы, чем обусловлено её второе название – «сицилийская октава».
Октава, в отличие от сицилианы – строфы с двумя рифмами, содержит три рифмы, чередующиеся по схеме abababcc. Смена рифм в заключительных двух стихах способствует законченности мысли восьмистишия. Последнее двустишие зачастую содержит вывод афористического характера.
Такое композиционное построение октавы с целостностью, законченностью её формы обусловило использование строфы в лиро-эпических произведениях. Протяженная и необрамленная форма сицилианы преобладала в лирических жанрах.
Происхождение
Название сицилианы связано с местом её происхождения: строфа сложилась в поэзии Сицилии в XIII веке.
Изначально сицилианой назывался древний итальянский пасторальный танец, затем жанр закрепился в народном поэтическом творчестве как лирическое восьмистишие о простой и мирной сельской жизни.
Сицилийская строфа, характеризующаяся развернутостью сюжета и гибкостью формы, получила развитие в европейской лирической поэзии. В XIV в. из сицилианы развилась октава, которая взяла на себя ведущую роль.

Особого распространения сицилиана достигла в XVII-XVIII вв. в качестве жанра инструментальной и вокальной музыки. Сицилийские октавы писали И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт и другие всемирно известные композиторы.
Сицилиана в русской поэзии
В русских переводах и оригинальных октавах поэты используют соответствующий первоначальному итальянскому одиннадцатисложнику пятистопный ямб. В сицилианах же канонический размер не сохранился, вместо ямба применяется четырехстопный или пятистопный хорей.
Стихотворную форму сицилианы применяли великие русские поэты – Ф. И. Тютчев («Вечер мглистый и ненастный…», 1836 г.), А. А. Блок («Май жестокий с белыми ночами!..», 1908 г.), Игорь Северянин («Кара Дон-Жуана. Рассказ в сицилианах», 1922 г.) и др.
Пример сицилианы:
Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Женщины с безумными очами,
С вечно смятой розой на груди! –Пробудись!
Пронзи меня мечами,
От страстей моих освободи!
(А. А. Блок)
Современное значение
Структурная простота сицилианы, которая сводится всего к двум перекрёстным рифмам и разбивается на два четверостишия, уступает более сложным стихотворным формам, поэтому в современной поэзии эта строфа употребляется крайне редко.
Слово сицилиана произошло от итальянского siciliana, что в переводе означает сицилийская.