Силлабо-тоническое стихосложение

Силлабо-тоническое стихосложение это разновидность тонического стихосложения, основной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. В силлабо-тоническом стихе различаются сильные и слабые позиции (икты и междуиктовые интервалы; см. также Сильное место и слабое место), первые преимущественно ударны, вторые преимущественно безударны; ударение, попадающее на слабую позицию, считается сверхсхемным ударением и допускается лишь при некоторых ограничительных условиях; наоборот, пропуски ударения на сильных местах обычно свободны и регулируются лишь естественной длиной слов в языке. Повторяющееся сочетание икта и междуиктового интервала называется стопой; в зависимости от объема интервала различаются двусложные и трехсложные размеры (…— U — U — U —… U …— UU — UU —…, где — сильное, а и слабое место); при наличии постоянной анакрусы среди первых различаются стопы хорея (— U) и ямба (U —), среди вторых —дактиля (— U U), амфибрахия (U—U) и анапеста (U U —). Эта терминология заимствована из античного метрического стихосложения: с ним силлабо-тоническое стихосложение объединяет наличие метра, т.е. сетки сильных и слабых слоговых позиций с их предсказуемым заполнением; само силлабо-тоническое стихосложение в 19 веке часто называлось «силлабо-метрическим» (современный термин утвердился с 1910-х).

С ослаблением строгости метра cиллабо-тоническое стихосложение дает переходные формы, лежащие на границе с чистым тоническим стихосложением (логаэды, дольник, тактовик — размеры с переменными междуиктовыми интервалами) и с чистым силлабическим стихосложением (стих с обилием синкоп). Обычно в cиллабо-тоническое стихосложении, преобладают стихи равностопные (напр., 4-стопный ямб), реже — урегулированные разностопные (например, чередование 4 и 3-стопного ямба) и вольный стих. В европейском стихосложении cиллабо-тоническое стихосложение формируется в результате взаимодействия силлабического стиха романских языков с разлагающимся тоническим аллитерационным стихом германских языков. В народной поэзии при этом сложился 4-3 иктный дольник английских и немецких народных баллад; в книжной поэзии сперва допускались колебания в сторону тоники (у английских поэтов 12-14 веков) и силлабики (у немецких майстерзингеров), но к 15 веку в Англии (после Дж. Чосера) и в начале 17 века в Германии (реформа М.Опица) cиллабо-тоническое стихосложение устанавливается в строгой форме: господствующие размеры — в Англии 4-стопный ямб (от французского 8-сложника) и 5-стопный ямб (от французского 10 и итальянского 11-сложника), в Германии 4-стопный ямб и 6-стопный ямб (от французского александрийского стиха). В 1735-43 (реформа В.К.Тредиаковского — М.В. Ломоносова) cиллабо-тоническое стихосложение входит в русскую поэзию, вытесняя в ней силлабическое стихосложение; в 19 веке под немецким и русской влиянием оно распространяется в польской, чешской, сербохорватской, болгарской, украинской поэзии, сосуществуя в них с силлабическим стихосложением. В русском cиллабо-тоническом стихосложении 18 века господствуют 4 и 6-стопный ямб (по немецкому образцу), в меньшей степени 4-стопный хорей; с начала 19 века осваиваются 5-стопный ямб и трехсложные размеры; с начала 20 века — дольник.

Словосочетание силлабо-тоническое стихосложение произошло от греческого syllabe — слог и tonos, что в переводе означает — ударение

Загрузка ...
Путь к осознанности
Adblock
detector