Симплока

Симплока
Симплока
Симплока

Симплока это стилистическая фигура, заключающаяся в повторе начальных и заключительных слов одного текстового отрывка в следующем или тождественной словесной середине; вид лексического повтора. Симплока в стилистике относится к фигурам прибавления.

Происхождение

Приём симплоки восходит к традициям античной риторики использования повторов для художественной выразительности речи. В древнеримском сочинении неизвестного автора «Риторика для Геренния» (І в до н. э.) симплокой обозначается повтор начального слова с частым обращением к конечному. Великий римский оратор Квинтилиан (І в.) отмечал, что в приёме одновременно повторяются начальные и конечные слова. В античности фигура называлась охватом.

Виды симплоки

В зависимости от расположения повторяющихся слов в речевых отрывках различают два обратных вида симплоки:

  1. Повтор начальных и заключительных слов смежных речевых отрывков, при котором середина варьируется. В стихосложении приём представляет собой совмещение анафоры и эпифоры (анаэпифора, эпанафора). Такая форма симплоки широко распространена в фольклоре, в частности, былинах, лирических народных песнях; в авторской поэзии встречается реже. Образцы композиционного приёма присутствуют в творчестве М. И. Цветаевой («Глаза», 1918 г.; «Федра», 1927 г.), В. А. Луговского («Всегда и всюду двое так идут…», 1935 г.), П. Н. Васильева «Песня о гибели казачьего войска», 1930 г.).

    Пример симплоки:

    Привычные к степям – глаза,
    Привычные к слезам – глаза.
    (М. И. Цветаева «Глаза», 1918 г.)

  2. Словесный повтор в середине смежных частей текста, при котором начало и конец произвольные. Другое название этого вида симплоки – мезодиплосис. Лексические повторы такого рода употребляли русские поэты ХХ в. – В. В. Маяковский («Про это», 1923 г.; «Юбилейное», 1924 г.), В. И. Лебедев-Кумач («Песня о Родине», 1935 г.), В. Ф. Боков («Море люблю с кораблями…», 1960 г.).

    Пример:

    Море люблю с кораблями,
    Небо люблю с журавлями.
    (В. Ф. Боков, 1960 г.)

Симплока в риторике

Стилистический приём симплоки применяется для художественной выразительности, эмоциональной окраски, выделения основных элементов речи. Симплока свойственна современной риторике, такого вида повторы придают убедительности речи путём концентрации внимания на ключевых частях утверждения. К примеру, президент США Билл Клинтон (1993-2001 гг.) применил симплоку в своём обращении: «Когда говорят о ненависти, давайте встанем и выступим против неё. Когда говорят о насилии, давайте встанем и выступим против него».

Сочетание с другими приёмами

В художественной литературе симплока часто сочетается с параллелизмом, вследствие чего лексический повтор усложняется: тождественные слова расположены в соседних частях текста, создающих целостный поэтический образ. Второй вид симплоки, характерный авторской поэзии, может совмещаться с хиазмом: при идентичной середине словесных рядов меняется смысловая последовательность начальных и заключительных слов крестообразным способом.

Слово симплока произошло от греческого symploke, что в переводе означает сплетение.

Путь к осознанности
Adblock
detector