Софистика это учение, возникшее в среде софистов. Первоначально в Древней Греции софистами называли людей, сведущих в той или иной области знания, в т.ч. легендарных «семерых мудрецов». Состав их со временем менялся, но неизменно включал в себя Фалеса и Солона Афинского (оба — 6 век до н.э.), прославившихся этическими сентенциями (гномами) — правилами жизненной мудрости, отличавшимися от близких им по жанру фольклорных пословиц ярко выраженной авторской позицией («ничего слишком» Солона), а также Писистрата, правителя Афин в 6 веке до н.э., знаменитого своими хозяйственными и культурными достижениями и стремлением к справедливости. Софисты — платные учителя философии, красноречия, математики и других наук. В их среде возникла так называемая софистика первая (вторая половина 5 века — первая половина 4 века до н.э.). Ее создатели и приверженцы (Протагор, 480 — 410 до н.э.; Горгий, 483-375 до н.э.; Гиппий, вторая половина 5 века до н.э.) — авторы многочисленных диалогов (чей взгляд на мир и нравственные принципы земного бытия отличались крайним релятивизмом) считали своей задачей научить человека «мыслить и говорить» и с помощью риторики выстраивали «убедительную речь» с самой парадоксальной цепью доказательств — формально (логически) правильных, но по сути абсурдных. Скептический рационализм софистов был сходен с учениями Аристотеля и Сократа в том, что именно человек признавался «мерой всех вещей». Сократ, выступавший (как и его ученик Платон) с критикой морального нигилизма и глубинной безосновности софистов, был в качестве одного из них высмеян в комедии Аристофана «Облака» (423 до н.э.).
Истоки софистики второй (новой) восходят к эпохе эллинизма (3-2 века до н.э.), когда актуальным для культурного развития явилось обращение к греческой философии и литературе 6-4 веков до н.э. и начали развиваться «ученая поэзия», малый эпос («эпиллий»), направления азианизма (3 век до н.э.) и аттикизма («атгицизма», 2 век до н.э.). Окончательно формируется к началу 2 века н.э. Софистика вторая стремилась обобщить опыт античной риторики, возродить традиционную эллинскую культуру слова; в ее русле, наряду с парадным красноречием (Аристид, 2 век; Либаний, или Ливаний, 314 — 393), культивировались как «малые» жанры (описание статуй, картин), так и определяющие для позднеантичной эпохи: диалоги, в т.ч. прозванного позднее «Вольтером своего времени» Лукиана (около 1202-00 н.э.), романы (Лонга, 2-3 века и Гелиодора, 3 или 4 века), исторические сочинения (Плутарха, 46 — 127). Приверженцы Софистики второй были запечатлены в энциклопедическом труде Афинея (3 век) — симпосионе «Пирующие софисты» (предположительно состоял из 30 книг, дошло 15), где по образцу «Пира» Платона изображены софисты, излагающие свои взгляды на пиру у богатого римлянина. Некоторые исследователи выделяют так называемую позднюю софистику (4 век), обусловленную последним этапом борьбы язычества против христианства (Либаний, Юлиан Отступник). Следы влияния софистики второй можно обнаружить в ранневизантийской литературе (Иоанн Дамаскин, Либаний, Иоанн Златоуст).
Слово софистика произошло от греческого sophisme, что в переводе означает — рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики.