
Спондей это стихотворная стопа в античном метрическом стихосложении, которая состоит из двух долгих слогов (на четыре моры); в силлабо-тонической системе стихосложения (при ямбах и хореях) соответствует двум ударным слогам, выступая в стихотворной строке дополнительной стопой.
Метрическая схема спондея
Метрическая схема спондея: « – – », т. е. долгий (ударный) слог – долгий (ударный) слог. В силлабо-тонике спондеем также называют двухсложную стопу (ямб, хорей) со сверхсхемным ударением.
Пример использования спондея:
Швед, русский – колет, рубит, режет.
(А. С. Пушкин; «Полтава», 1829 г.)
Происхождение
Стихотворная стопа спондея известна с античности. Термин «спондей» произошёл от греческого слова spondi («возлияние»), обозначающего две долгие музыкальные ноты в песнопениях, которые сопровождали обряд возлияния. Спондей не обеспечивает основу для стиха, так как практически нет слов, в которых слоги получают равное ударение. Спондей – нерегулярная стихотворная стопа, которая, в отличие от хорея или ямба, не используется для составления полной метрической структуры стихов.
Стихотворения, написанные спондеем, встречаются редко. Поэты применяют этот метр в сочетании с другими традиционными стихотворными размерами. Например, знаменитые произведения античной литературы – «Энеида» Вергилия, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Метаморфозы» Овидия и др. – написаны в дактилическом гекзаметре, известном как героический гекзаметр из-за применения в эпосах. Дактилический гекзаметр представляет собой строку из шести дактилей, которые в некоторых положениях заменяются спондеем без изменения метра. Первая строка «Энеиды» Вергилия содержит метрическую схему «дактиль-дактиль-спондей-спондей-дактиль-спондей»: «Пою о муже, что из Трои изначально». В поэзии распространено использование двух односложных слов, которые образуют спондей. Частый пример употребление спондея – повтор односложного слова, напр. «Прочь, прочь…» из «Макбета» У. Шекспира.
Функции спондея
Цель использования спондея заключается в акцентировании, подчеркивании конкретных слов в стихе, усилении выразительности, эмоционального напряжения, оживленности произведения. Присутствие спондея в стихе замедляет ритм, придаёт поэтическому тексту музыкальность и драматический характер. Спондеическая стопа используется поэтами также для передачи сжатого, компактного смысла выражения.
Использование в поэзии
В квантативной классической метрике спондей легко идентифицируется, поскольку различие между долгими и краткими слогами однозначно. В силлабо-тонической поэзии неоспоримые примеры спондея найти сложнее, потому что стопа определяется ударением, а ударение – это вопрос интерпретации. Таким образом, сложение в стихе (определение безударных и ударных слогов) субъективно. Например, У. Шекспир писал стихи и пьесы ямбическим пентаметром, но даже в знаменитой строке из «Гамлета» «Быть или не быть, вот в чём вопрос» большинство современных читателей нарушают стихотворный размер во второй половине строки, подчёркивая слово «вот», а не «в чём». Спондеическая стопа свойственна русской поэзии, удвоенные ударные слоги в строках применяли А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев, С. А. Есенин, В. Г. Бенедиктов и др.
Современное значение
Спондей употребляется в разговорной речи, особенно в указательных формах, поскольку слова такого характера короткие и ударные. Например, «иди домой», «вернись» и т. д. В современной поэзии, в силу стремления авторов к ритмичности стихов, непреднамеренное использование спондея – исключение, поэтому стопа становится экспериментальным стихотворным размером.
Слово спондей произошло от греческого spondeios, производного от spondi, что в переводе означает возлияние.