Стиховедение, метрика это наука о звуковой форме литературных произведений. Основным материалом стиховедения являются стихи (отсюда и название), т.е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область стиховедения (см. Поэзия и проза). Логически стиховедение разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статическая характеристика значимых звуковых элементов и динамическая характеристика принципов их сочетания: так, собственно метрика распадается на просодию (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объем и разделение стиховедения в разных литературных традициях различны: иногда из стиховедения выпадают некоторые разделы (в античном стиховедении фактически отсутствовала фоника), иногда прибавляются инородные (в арабском – входит рассмотрение фигур стилистических). Некоторые вопросы, изучаемые в стиховедении, лежат на границах и других областей литературоведения: так, на границе стиховедения и стилистики (именно — поэтического синтаксиса) лежит явление переноса, на границе стиховедения и композиции — явление твердых форм (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедческое понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (например, «восходящая интонация»), и стилистики (например, «напевная интонация»), и тематики («религиозно-дидактическая интонация»).
Возникновение стиховедения как науки обычно связано со становлением в различных литературах письменной поэзии, обособившейся от музыки с ее непосредственным слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтическая культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой «классической» системой стиха (так, латинское стиховедение опиралось на понятие греческого стиховедения, а новоевропейское — на понятие латинского стиховедения). В соответствии с этим стиховедение первоначально всюду было наукой нормативной, системой «правил» и «вольностей», учившей, как «должны» писаться стихи; только с 19 века стиховедение становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из основных методов в стиховедении является статистика: выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его «константами», «доминантами» и «тенденциями»), достигается вернее всего с помощью подсчетов. При обобщении фактов стиховедение пользуется в основном сравнительным методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм:
- В разные периоды литературной истории;
- В литературе разных языков;
- В поэтическом произведении и в «естественном ритме» (или «естественной фонике») данного языка.
Конечной целью стиховедения является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, ее связи со структурами языковой и образной.
Развитие русского стиховедения неотрывно от развития русского стихосложения: первый подъем его (18 век — работы В.К.Тредиаковского, А.Д.Кантемира, М.В.Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения, второй (начало 19 века — работы А.Х.Востокова и др.) — с освоением имитаций античных и народных размеров; третий (1910-20-е — работы А.Белого, В.В.Томашевского, В.М.Жирмунского, Р.О.Якобсона и др.) — с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития русского стиховедения наметился с 1960-х и связан с использованием достижений современного языкознания, семиотики и теории информации.