Тактометрическая теория стиха это теория, разработанная в 1925-66 в русском стиховедении. Цель тактометрической теории стиха — охватить весь опыт русского стихосложения от народного творчества до экспериментов 20 века, подобно тому, как теория В.К.Тредиаковского — М.В Ломоносова охватывала весь опыт силлаботоники. Тактометрическая теория стиха это не только обобщение созданного; она рассчитана и на создание новых произведений по заранее сложенным правилам. Эта теория существовала в трех вариантах: в основе первого — книга М.Малишевского «Метротоника: краткое изложение основ метротонической междуязыкой стихологии»; второго (первое упрощение) — работы А.П.Квятковского, тоже постепенно упрощающиеся: «Тактометр: опыт стиха музыкального счета»; «Русское стихосложение»; Поэтический словарь; в основе третьего (представляющего собой дальнейшее упрощение) — работа И.Л.Сельвинского «Студия стиха». Наибольшую популярность получил вариант, изложенный в «Поэтическом словаре» Квятковского (он и пересказывается ниже).
Стиховой ритм строится по образцу музыкального. Слогу соответствует «доля». Стопе соответствует основное понятие «такт» или «крата» (от 3 до 6 дольных). Строке соответствует понятие «период» (от 3 до 6 кратных). Дактили, амфибрахии, анапесты укладываются в 3 дольные такты. Ямб и хорей — в 4 дольные такты (по паре стоп). Если стих неполностью заполняет такт (например, в дольнике), то либо незаполненные доли заполняются знаком пауз, либо отдельные слоги растягиваются в произношении на две доли. Если ударение стиха неполностью совпадает с тактовым, отмечается сдвиг (инверсия) ударения. Изохронизм (равнодлительность) тактов обязателен, поэтому тактометрическая теория стиха тесно связана с декламационной практикой, требует особой «читки» и т.п. Разработка этой теории имела целью стимулировать разработку дольников на 2 сложной основе и свободных сдвигов ударения. Стих, «наиболее свободно» пользовавшийся ритмическими дозволенностями тактометрической теории стиха, предлагалось называть тактовик; потом, при объективном обследовании, этот термин удалось наполнить новым содержанием. Формы стиха, не укладывавшиеся в такты (с избыточными слогами), назывались «дисметрический стих» («ударник», «фразовик» и др. виды). Пример разметки 4 кратного 4 дольника в стихотворении Квятковского: знак / — граница такта, V — пауза, ее — растяжение слога, Иду — сдвиг ударения.
/ День, V голу / бой V день, V / пей VVV / даль! VVV /
/ День, V золо /той V день, V /хлынь VVV / в боль! VVV /
/ Тихие по / ляны золо / ти, V мой V / день! VVV /
/ Спелым аро / матом, вете / рок, V дай V / дань! /
/ Иду по по / лям — V и V / нет VVV / дум,VVV /
/ Бегу по лу / гам — V и V / цвееты V / в дым. VV И/
/ марево ко / лышет дале / ко V мой V / дом VVV и т.д.
Разработка «тактометра» и «тактовика» была в основном заботой литературной группы конструктивистов (1923-30) — им хотелось, чтобы «тактовик» стал таким же знаменем их направления, каким акцентный стих стал для футуристов. Работа прервалась в самом начале и лишь в 1960х о ней напомнили поздние работы Квятковского, замечательные по тонкости слуха, но слабые по формулировкам и систематизации. В последнее время возрождение тактометрической теории стиха (с большими усложнениями) предпринял в своих работах А.А.Николаев.