Тель кель

«Тель кель» это движение, сложившееся вокруг французского литературного журнала «Тель кель», основанного в 1960 Филиппом Соллерсом, Жаном Рене Югненом, Жаном Эдерном Алье. Первый этап (1960-63) — эстетический. Молодые основатели журнала Соллерс и Алье очень хотели подчеркнуть специфику литературы и активность языка. Журнал поддерживал постоянные отношения с «новыми романистами» и, в частности, с Жоржем Батаем и Франсисом Понжем. Творчество Батая, по мысли Ж.Лакана, это «последнее слово во внутреннем эксперименте нашего века». Ему принадлежат эссе «Литература и Зло» (1957), «Эротизм и Голубизна небес» (1935), отличавшиеся большой смелостью и раскованностью. Телькелисты считали смелость писателя в вопросах эротики не либеральным отношением к вопросам секса, а провозглашением невинности чувств или чувственности, изучение или художественное освоение которых представляет тот опыт, который человечество не должно потерять. Второй период (1963-66) «Тель кель» — формалистический. В 1963 по идейным соображениям от журнала отошел Алье. Соллерс, Жан Пьер Фай и Жан Рикарду сделали «Тель кель» по преимуществу теоретическим журналом; в нем становятся постоянными рассуждения о З.Фрейде, Ф.де Соссюре, русских формалистах. Критические исследования направлены на произведения, почитаемые сложными в западноевропейской литературе — книги Данте, маркиза де Сада, Лотреамона, С.Малларме, А.Арто. Как образцы нового стиля телькелисты приводят тексты Батая и Солерса, Рикарду, Марселена Плейне. Опираясь на новейшие достижения гуманитарных наук (структурную антропологию, семиотику), авторы журнала хотят показать, как «сделана» культура, что, по мнению участников группы, станет демистификацией идеологических основ буржуазного мира.

Сциентистская переориентация журнала «Тель кель» осуществлялась под влиянием сумевшего создать симбиоз литературы, этики, политики Р.Барта. После исключения Фая программа журнала «Тель кель» еще раз изменяется, становясь чисто теоретической (1967-71). В этот период идеологом журнала становится Юлия Кристева, которая создает свою «модернистскую теорию», отличную от теории модернизма. Подхватив идею М.М.Бахтина о полифоническом романе, она выстраивает генеалогию модернистского искусства 20 века. Концентрируя внимание на языке, Кристева основывает свою теорию на новом понимании истории как «текста и письма», «как производства, а не репрезентации». Она вводит такие термины, как интертекстуальность, «означающая практика», или «означивание», «параграмма», «генотекст» и «фенотекст». В дальнейшем теоретическое продвижение идей журнала «Тель кель» происходит на почве идей Лакана об означаемом, Ж.Деррида о стиле и Кристевой о семантическом анализе. Эти поиски и исследования значительно политизируются в период майских событий 1968. Поскольку все формы рационального мышления были отданы на откуп доминантной (буржуазной) идеологии, то единственной сферой противодействия оказалась область иррационального, истоки которой Кристева, как и Барт, искала в «эротическом теле», в господствующей в нем стихии либидо. «Тель кель» примыкает к позиции компартии, но диалог с ней довольно труден; интересы группы находятся в области китайской культурной революции, и в 1971 журнал прерывает наметившийся диалог. Начинается четвертый период развития журнала — политический. В центре внимания оказывается распространение идей китайской культурной революции в область литературы. Для группы «Тель кель» Китай представлял радикальную перспективу, сравнимую с ее собственными теоретическими представлениями и художественными поисками. В конце 1960-х в их представлении культурная революция воспринималась как попытка практики, связанной с проблемой знака. Текстуальная производительность, желание переписать историю как незавершенный открытый текст, разрушение «монолитных институтов» или «означающей практики» — все это, как казалось сторонникам маоизма, происходило в тот момент в Китае. Красные бригадиры будто указывали Западу путь вперед. Телькелисты тогда не знали, что за фасадом улыбающихся лиц китайских интеллектуалов, с радостью ухаживающих за свиньями и разбрасывающих навоз, скрывалась мрачная реальность: замученные пытками интеллигенты были принесены в жертву великой славе Мао. Спокойное обдумывание мирового политического процесса, схемы нарратологии и современной семиотики открывают пятую фазу развития журнала — текстуальную, наиболее эклектичную. Появляется официальный подзаголовок журнала: «Литература – Философия – Искусство – Наука – Политика». В этот период смешиваются все предшествующие идеи и умонастроения. В 1982 журнал прекращает свое существование.

«Тель кель» стало названием литературной серии, в которой опубликовали свои произведения многие авторы журнала — Ролан Барт, Жан Женетт, Кристева, Дени и Морис Рош, Цветан Тодоров.

Словосочетание «Тель кель» произошло от французского tel quel, что в переводе означает — такой, какой есть.

Путь к осознанности
Adblock
detector