Тоническое стихосложение

Тоническое стихосложение это стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу ударений, т.е. полнозначных слов (изотонизм); количество безударных слогов между ударными произвольно. Наряду с силлабическим стихосложением является одной из простейших форм стиховой организации речи; силлабическое стихосложение преобладает в песенном и речитативном стихе, в говорном стихе разных народов. Поскольку тонический стих труднее отличить от прозы, чем силлабический стих (ряд отрезков текста, единообразно состоящих, например, из четырех слов, скорее может быть случайным, чем ряд отрезков, состоящих из восьми слогов), он чаще пользуется созвучиями для выделения строк: аллитерацией и рифмой. Нерифмованное строже соблюдает равноударность строк (изотонизм), рифмованное допускает от него большие отклонения. Если колебание количества безударных слогов между ударными упорядочивается, то возникают формы, промежуточные между и силлабо-тоническим стихосложением: появляется ощущение метра, ударные слоги воспринимаются как икты, а безударные — как междуикговые интервалы.

В русском стиховедении различаются следующие ступени этого перехода: а) в правильной силлабо-тонике междуикговые интервалы имеют постоянный объем (или один, или два слога); б) в логаэдах они имеют переменный объем, но постоянную последовательность; в) в дольнике—переменный объем (один-два слога) и произвольную последовательность; г) в тактовике — переменный объем (один-три слога) и произвольную последовательность; д) в акцентном стихе — переменный объем без всяких ограничений, т.е. это уже чистая тоника. В зарубежном стиховедении эта дифференциация менее разработана, и виды в), г), д) здесь часто одинаково причисляются к тоническому стихосложению. В европейском стихосложении тоника в виде аллитерационного стиха распространена в германской (скандинавской, английской, немецкой) поэзии, где она переходит в народной поэзии в балладный дольник, а в литературной поэзии — в силлабо-тонику. В русской поэзии народный стих речитативный является тактовиком (возникшим из древнейшей силлабики), а говорной — акцентным стихом (см. Народный стих); на основе последнего тоника господствует здесь в досиллабическом стихе 17 века, потом оттесняется силлабикой и вытесняется силлабо-тоникой, появляясь лишь в отдельных произведениях («Сказка о попе и работнике его Балде», 1830, А.С.Пушкина); и лишь в 20 веке получают быстрое распространение дольник, тактовик и акцентный стих, так что ныне тоническое стихосложение и силлабо-тоника в русском стихе сосуществуют.

Словосочетание тоническое стихосложение произошло от греческого tonos, что в переводе означает — ударение.

Загрузка ...
Путь к осознанности
Adblock
detector