Торжественник (названия в рукописной традиции не стабильны: «Книга, глаголемая Соборник, сиречь Тържестбенник четей…», «Пангирик, сиречь Тържественник…» и др. Заголовок «Торжественник» употребляется нерегулярно) это один из древнерусских календарных литературных («четьих») сборников уставных чтений (конец 14-17 веков), содержание которого составляют: переводные и оригинальные памятники торжественного и дидактического красноречия, поучения, сказания, жития. Различаются две разновидности торжественников:
- Минейный торжественник, содержание которого выстроено по солнечному календарю (чтения на двунадесятые праздники — Рождество Богородицы, Воздвижение креста)
- Триодный торжественник, чтения которого расположены по неделям лунного календаря (или триодного цикла), начиная с недели мытаря и фарисея и заканчивая неделью Всех святых.
Именно в состав минейного торжественника изначально входили жития святых. Прототипом минейного торжественника является греческий сборник, переведенный в Болгарии, а затем пришедший и на Русь; прототип триодного торжественника сложился на славянской почве, однако на основе группы византийских сочинений. Состав обоих торжественников на протяжении веков неоднократно редактировался и дополнялся, в том числе оригинальными произведениями древнерусской литературы. С течением времени торжественник все более становился именно литературным сборником. В результате соединения минейного и триодного торжественника возник так называемый общий торжественник. Особую популярность в среде старообрядцев наряду с обычными торжественниками (минейный и триодный 1-й, старейшей редакции) имел так называемый Поморский торжественник, где традиционные сочинения византийских и славяно-русских авторов в течение 18 века заменили слова и поучения поморских старцев.