Традиция благопристойности

«Традиция благопристойности» это течение в литературе США (неточно переводилось «нежный реализм»). Получило развитие во второй половине 19 века, имело откровенно консервативно-охранительную направленность. Представлена творчеством прозаиков, поэтов, критиков (О.Холмс, Т.Э.Олдрич, Р. Стоддард, Э.Б.Тейлор, Э.Стедмен и др.). Близки к «традиции благопристойности» были и литераторы старшего поколения, ветераны аболиционистского движения 1840-50-х, Дж.Р.Лоуэлл, Г.Бичер-Сгоу, Дж.Г.Уитьер, Г.У.Лонгфелло, которые после крушения рабства превратились в респектабельных и авторитарных мэтров, которых часто называли «браминами». Многие из них обитали в Бостоне, культурном центре Новой Англии. «Брамины» («бостонцы») помимо писательства занимались издательской, научной и преподавательской деятельностью. В основе их эстетики, пропитанной духом пуританизма, лежало неприятие искусства жизненной правды как грубого, являющегося вызовом «хорошему вкусу» и «идеальному». Оберегая искусство от «вульгарности», они, в сущности, используя свой авторитет в журнально-издательском мире, препятствовали становлению литературы жизненной правды. Высокомерно провозгласив себя хранителями идеального в литературе, они ассоциировали реализм с натуралистической «грязью», с негативным влиянием Э.Золя. Олдрич (один из самых убежденных «браминов») писал: «Приверженцы Золя идут стеною, Зловоние трущоб с собою несут».

В стихотворении «Реализм» (1883) он так представлял своих оппонентов в искусстве: «Следов античной красоты Уже не встретишь ты вокруг, Мы заурядности черты Вдыхаем с догмами наук. Мы ищем тайну бытия И расчленяем соловья». Воззрения «бостонцев» во многом диктовались их убеждением в том, что Америка, в силу «исключительности» своей исторической судьбы, свободна от многих удручающих социальных контрастов и коллизий, которые присущи Европе. Влияние «традиции благопристойности» испытал на раннем этапе творчества У.Д.Хоуэллс, еще в 1886 в рецензии на переводы Достоевского высказавший свою печально известную формулу, согласно которой его соотечественникам-писателям надлежит изображать «более улыбчивые стороны» американской действительности. Однако в дальнейшем перед лицом обострения социальных конфликтов в США на рубеже 1880-90-х Хоуэллс во многом пересмотрел эту точку зрения и отошел от «ничтожных идеалов прошлых лет». Ударом по «традиции благопристойности» стал выход 1890-е на арену новой поросли писателей (С.Крейн, X.Гарленд, Ф.Норрис), во многом разделявших доктрину натурализма в его американском варианте, который был против «лакировки жизни», разного рода пуританских «табу», налагавших свою мертвую длань на литературу. Выдающаяся роль Т.Драйзера была отмечена Синклером Льюисом в его Нобелевской речи 1930, заостренной против рецидивов «традиции благопристойности». Имея в виду вклад автора «Американской трагедии», Льюис говорил, что он «освободил американскую литературу от викторианской и хоуэллсианской робости и боязливости и направил ее по пути смелого, честного и страстного изображения жизни». Идейно и эстетически близким к «традиции благопристойности» оказалось движение «Новый гуманизм», активное в 1920-е. Влияние «традиции благопристойности» стало ослабевать в начале 1900-х и было решительно преодолено с выходом на арену тех, кого называют «людьми 20-х годов» (Льюис, Ш.Андерсон, Э.Хемингуэй, У.Фолкнер, Дж.Дос Пассос, С.Фицджералд и др.).

Словосочетание «традиция благопристойности» произошло от английского genteel tradition.

Путь к осознанности
Adblock
detector