Трехсложные размеры это в силлабо-тоническам стихосложении — дактиль, амфибрахий и анапест, ритм которых в русском стихе строится на чередовании обязательно-ударных сильных мест и преимущественно-безударных слабых мест. По сравнению с двусложными размерами в трехсложные размеры чаще встречаются сверхсхемные ударения (преимущественно на первом слоге анапеста) и реже — пропуски схемных ударений, трибрахии (преимущественно на первом слоге дактиля). Три трехсложных размера настолько ритмически однородны, что могут свободно сочетаться в одном стихотворении («Русалка», 1832, М.Ю.Лермонтова) — тогда обычно говорят о «трехсложном размере с переменной анакрусой».
В русской (как и вообще в европейской) поэзии трехсложные размеры употребляются реже, чем двусложные: в 18 веке они экспериментальны, в начале 19 века их вводит в употребление В. А.Жуковский, и только с середины 19 века (Н.А.Некрасов и др.) они ощущаются как равноправные с ямбом и хореем; наиболее употребителен среди них вначале дактиль, потом амфибрахий и к 20 веку анапест. Трехсложные размеры близко соответствуют естественному соотношению ударных и безударных слогов в русском языке и поэтому воспринимаются русским ритмическим слухом как естественные и даже однообразно-протяжные; в английском и немецком языках трехсложные размеры, наоборот, ощущаются как «убыстренные» и «легкие».