
Трибрахий это стопа в античном метрическом стихосложении, которая состоит из трёх кратких слогов (длительностью в три моры); в силлабо-тонике соответствует стопе из трёх безударных слогов.
Схема трибрахия
Схема трибрахия: U U U, где U – краткий, или безударный, слог. В метрическом стихосложении трибрахий включает три кратких слога, в силлабо-тонике – три безударные слога.
Происхождение
Трибрахий известен с античности. Стопа появилась в древнегреческой поэзии в результате отступления от заданных схем традиционных стихотворных размеров. Трибрахий – вспомогательная стихотворная стопа, которая не использовалась в качестве регулярной стопы метрической структуры стихов. Трибрахий часто обнаруживается в произведениях как античной, так и современной поэзии. Это обусловлено тем, что поэтическая речь характеризуется разнообразием ритмических оттенков и стихотворные размеры не во всех случаях могут быть выполнены метрически точно.
Трибрахий в античной метрике
В метрической системе стихосложения слоги разделяются по количеству промежутков просодического времени (мор) на краткие и долгие. Краткий слог состоит из одной моры, долгий – из двух мор, т. е. долгий слог соответствует двум кратким слогам. Двусложные стопы ямб и хорей – трёхморные. Когда долгий слог в ямбе (U –) или хорее (– U) заменяется двумя краткими слогами, образуется трёхсложная стопа в три моры – трибрахий (U U U).
Таким образом, в античной метрике стопа трибрахия использовалась как вариация равнозначных ей стоп ямба и хорея. Такие отклонения от норм встречаются в лирической и драматической поэзии античных авторов: Архилоха, Плавта, Теренция, Федра.
Трибрахий и пиррихий
В греческом стихосложении из ряда двухсложных стоп трибрахию аналогичен пиррихий, или дибрахий, – стопа, которая состоит из двух кратких слогов (U U). Трибрахий, как и пиррихий, включается в поэтический текст без изменения стихотворного размера в целом.
Трибрахий в силлабо-тонике

В русской силлабо-тонической системе стихосложения, основанной в XVIII веке знаменитыми учёными В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, в отличие от античной метрики, количество просодического времени в слогах не учитывается. Слоги разделяют не по количеству мор (на долгие и краткие), а в зависимости от наличия ударения (на ударные и безударные). Поэтому в силлабо-тонике трибрахий представляет собой стопу из трёх безударных слогов, которая образуется в результате пропуска ударения в равносложных ей (трёхсложных) стопах дактиля (– U U), амфибрахия (U – U), анапеста (U U –). Точно так же рассматривается и пиррихий – как пропуск ударения в двусложной стопе, или замена безударным слогом ударного.
Трибрахий в русской поэзии
В русской классической поэзии трибрахий начал употребляться во второй половине XIX века, поскольку до этого времени для составления стихов использовались преимущественно двусложные размеры. Трёхсложные метры впервые появились в поэзии Н. А. Некрасова. Стихотворную стопу трибрахия использовали русские поэты: Н. А. Некрасов («Псовая охота», 1847 «Рыцарь на час», 1862; «Саша», 1863; «Дедушка», 1870), Е. А. Баратынский («Пироскаф», 1844), Ф, И. Тютчев («Слёзы людские, о слёзы людские…», 1849) и др.
В русской поэзии трибрахий встречается обычно в первой стопе стихов, написанных дактилическим метром. Расположение трибрахия в начале строки усиливает яркость восходящего ритма стихотворения.
Пример трибрахия:
И над поверженным лесом луна
Остановилась, кругла и ясна…
(Н. А. Некрасов, «Саша», 1863)
В поэтической практике ХХ века трибрахий использовался также внутри стиха, что ярко представлено в творчестве Б. Л. Пастернака, напр.: «Я вздрагивал. Я загорался и гас» («Марбург», 1928),
Современное значение
В современном стиховедении сохранилось первоначальное значение термина «трибрахий», который используется для обозначения отсутствующего ударения в трёхсложной стопе: амфибрахия, анапеста, дактиля. Трибрахий редко встречается в русской поэзии, поскольку стопа владеет тенденцией разбиваться на две двухсложные стопы, в зависимости от окружающих метров.
Слово трибрахий произошло от греческого tribrachys (от tries – три и brachys – короткий), что в переводе означает из трёх кратких, трёхкратный.