Как говорят некоторые сведущие люди, распределение людей по варнам, то есть сословиями, мудрецы древности переняли от насекомых, в частности таких социальных созданий как термиты, муравьи и подобные. Если посмотреть на них, то там действительно есть много подобного системе варн, да и вообще общественного устройства людей.
С другой стороны есть мнение о том, что варнашрама дхарма (принцип классификации людей в обществе по сословиям) представляет собой естественный уклад и, даже более того, соответствует божественному принципу, воплощенному на земле. Если схематично посмотреть практически на любое общество, действительно, там возможно увидеть нечто подобное. Есть люди, которые более сильны чем другие и они обеспечивают порядок и защиту, есть самые умные, они определяют как жить остальным, есть умелые, которые занимаются ремеслом или чем-то подобным, есть такие, которые склонным помогать остальным, и они занимаются простой работой для пользы всех.
История и современность
Следует сразу сказать, человеческое сознание склонно многое романтизировать, а способ классификации людей может иметь не только элемент пользы, но и некоторые политические и другие смыслы. Если поразмыслить, этот факт нетрудно понять. Поэтому далее мы рассматриваем порой немного далекие от практики вещи, по большей части идеальную модель, которая нередко остается только в форме идеалов, а на земле, как ни печально, выражается в чем-то совершенно ином и искаженном.
Итак, варнашрама дхарма считается древним укладом индийского общества, который, собственно, существует и до сих пор. Система связана с индуизмом, так как:
- варна (сословие) дается по праву рождения;
- рождение в свою очередь – по заслугам прежней жизни;
- соответственно, вечная душа каждого человека нарабатывает свою собственную карму и переходит от варне к варне вполне логичным образом.
Именно поэтому система так строга, переход между варнами запрещен. Даже, если ведешь себя очень хорошо и со всех сторон молодец, тебе нужно непременно дожить эту жизнь, умереть и только потом (если все нормально) ожидать повышения в более высокую варну. Безусловно, хорошая религия.
Обратите внимание. Поэтому даже в современном индийском обществе многие профессии условно закрыты. К примеру, для индусов, мягко говоря, странным выглядит президент или вообще руководитель, который является выходцем из семьи простых рабочих, в этом они видят не заслугу (как, например, апологеты американской мечты) а позор для него и страны.
Варны в современности
На практике, конечно, ситуация бывает довольно размытой. К примеру, Махатма Ганди, который дал отпор англичанам (функция руководителя – варна кшатрия-воина) а также много занимался духовной практикой (варна брахмана – священника-мудреца) сам был из семьи варны торговцев-вайшья. К слову сказать, он также выступал и за отход от системы варн в современности.
При этом во многом Ганди не был разрушителем традиций страны, но, наоборот, действовал сообразно времени. Ведь, согласно индуизму, сейчас планета пребывает в эпохе деградации Кали-юге, когда многие религиозные принципы уже не работают. Этот факт виден на практике, когда представители варны рабочих-шудра поголовно занимают лидирующее положение в политике различных стран, чем делают и саму политическую систему полнейшей профанацией.
В современном мире определить свою варну ценно по большей части для собственного развития и грамотного выбора жизненного пути. Не то чтобы, если вы будете действовать не в своей варне, произойдет нечто катастрофичное (повторимся, подобных примеров сейчас множество и есть даже положительные, тот же Ганди) но действие сообразно варне приносится вам – счастье, другим – пользу.
Поразмыслите и проанализируйте, какая деятельность вам больше по душе и какие качества вам более соответствуют. При этом не, исходя из того, где есть возможность заработать или основываясь на социальном престиже, но именно по вашим качествам. Ведь будет ли польза от полицейского, который пошел работать не из-за обостренного чувства справедливости, а из-за возможности заработать или ученого, который получает знания только ради превосходства над другими, а не потребности постигать мир?
Если вы склонны защищать других, обладаете смелостью, дорожите честью и довольно горделивы, с высокой вероятностью – вы воин-кшатрий, когда основой ваших жизненных целей является наращивание богатства, развитие хозяйства, вы – торговец-ремесленник-вайшья. Когда ничего не нужно помимо новых знаний, а также в цене мораль и нравственность, вы мудрец-брахман, когда хотите и умеете служить другим, выполнять с радостью самую разную работу, вы рабочий-творец-шудра. Все просто.