Украинская школа в польской литературе это наименование течения в польском романтизме, представленного группой польских поэтов и писателей, обращающихся в своем творчестве к содержательным и формальным особенностям украинского фольклора, к темам и персонажам из украинской истории, что соответствовало общему романтическому интересу к народно-фольклорной стихии и вносило новые краски в палитру польской литературы эпохи. Представители Украинской школы, как правило, были связаны своим происхождением с Правобережной Украиной. Термин Украинская школа впервые применил критик А.Тушиньский в 1837, а затем другие представители романтическими критики — М.Грабовский («Об украинской школе в поэзии», 1840); А.Мицкевич, Э.Дембовский. Среди поэтов и писателей, в чьем творчестве украинская тема занимает видное место, — А.Мальчевский («Мария», 1825), С.Гощиньский («Каневский замок», 1828), Ю.Б.Залеский («Дума гетмана Косиньского», 1822; «Збаражская битва», 1840), М.Чайковский («Казацкие повести», 1837; «Вернигора», 1838; «Гетман Украины», «Украинки», 1841), Грабовский («Колиивщина и степи», 1838; «Гуляйпольская станица», 1841), Т.Олизаровский («Смута», 1852), З.Фиш («Ночь Тараса», 1842; «Конашевич в Белгороде», 1843), Л.Семеньский («Жених», 1838), А.Гроза («Каневский пан староста», 1836), Г.Жевусский («Краковский замок», 1848; «Запорожец», 1854), Т.Падурра, М.Гославский, Т.Заборовский.
Отдал дань увлечению украинской историей с ее драматическими конфликтами родившийся и выросший на Украине Ю.Словацкий («Змей», 1831; «Серебряный сон Саломеи», 1844), но также и далекий от этого региона З.Красиньский («АгайХан», 1832). Выдвижение региональной школы на видное место в литературе романтизма, культурный полицентризм (наряду с украинской в польской литературе возникают литовская, галицийская и другие школы), увлечение этнографией и фольклором (известна собирательская деятельность польских романтиков на Украине), местным колоритом, экзотичностью, героем из народа, возникновение перифраз народных песен были новым явлением по сравнению с эпохой классицизма и его универсалистской доминантой.