
Усечение это окончание полустишия или стиха неполной урезанной стопой; сокращенная стопа в конце стихотворной строки.
Применение усечения в поэзии
Усечение обычно присутствует в стихе при сочетании мужской и женской рифм, т. е. слов, которые имеют ударения на 1-м и 2-м слогах соответственно от конца стихотворной строки.
В силлабо-тоническом стихосложении усечение имеет место при несоответствии строения стихотворной стопы клаузуле, т. е. в случае, когда заключительные слоги стиха не совпадают с концом стопы. Например, хорей (–U) с мужской рифмой, при которой последний слог стиха ударный, усекается и сокращается на один слог (–).
Пример хорея с усечением
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой…
(М. Ю. Лермонтов)
При мужской рифме полностью сохраняются стопы с ударными слогами в конце – ямб (U–), анапест (UU–), при женской – хорей (–U), амфибрахий (U–U), при дактилической – дактиль (–UU).
Происхождение усечения
Усечение стихотворных стоп появилось в античном метрическом стихосложении и укрепилось в ритмическом строении древнегреческих стихов: асклепиадова, алкманова, адонического, архилохова и др.

На усечении построен наиболее распространенный стихотворный размер классической античной метрики – гекзаметр, в котором последняя стопа не сохраняется в полном виде.
Существует вариант шестистопного дактилического гекзаметра, в последней стопе которого урезан один слог, вследствие чего дактиль (–UU) усекается и замещается хореем (–U). Дактилическим гекзаметром с усечением написаны знаменитые эпические поэмы древнегреческого поэта Гомера «Илиада» и «Одиссея» (IX–VIII вв. до н. э.).
Пример дактилического гекзаметра с усечением:
Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел…
(Гомер. Одиссея. Песнь I. Перевод В. А. Жуковского)
Усечение и каталектика
В квантативном стихосложении и силлабо-тонике усечение стопы соотносится с понятием каталектики, название которого произошло от греческого katalektikos, что в переводе означает усечённый.
Таким образом, стопы в конце стихотворных строк могут быть полными и неполными. Если неполная стопа содержит только ударный слог, она также учитывается при определении метра.
Классификация строк в зависимости от усечения
В зависимости от наличия усечения стихотворные строки разделяются на виды:
- неусечённая, или акаталектическая – строка, все стопы которой являются полными;
- усечённая, или каталектическая, – строка, в которой заключительная стопа сокращена на один или два слога зависимо от строения;
- наращенная, или гиперкаталектическая, – строка, последняя стопа которой дополнена одним или двумя слогами исходя из стихотворного размера;
Данная классификация строк не широко распространена в русском стиховедении, но, тем не менее, усечение стоп – частое явление в классической и современной поэзии, используемое с целью смысловой и интонационной выразительности.