Великие риторики

Великие риторики это французские поэты, расцвет творчества которых приходится на вторую половину 15 — начало 16 века. Авторитет «Великих риторик» и главы школы Жоржа Шатлена позволил французской поэзии развиваться в русле идей Шатлена о приоритете формы над содержанием в манере «нового вкуса». Название (неудачное, по замечанию П.Зюмтора) за школой закрепилось в 19 веке, когда соответствующий период во французской литературе рассматривался как риторическое искажение поэзии или как некая лакуна после смерти Франсуа Вийона — последнего великого певца Средневековья и до Клемана Маро — первого ренессансного французского поэта. Представители этой многочисленной школы по преимуществу служили при дворах герцогов — бургундских, нормандских, французских — капелланами или историографами, часто не зная друг о друге, что позволяет ряду исследователей отказаться от употребления по отношению к ним наименования «литературная школа». Тем не менее, общность их эстетических воззрений позволяет использовать этот термин. Самыми яркими представителями школы (общее количество достигает полусотни) являются Шатлен, Оливье де Ламарш (1425-1502), Жан Молине (1435-1507), Октавьен де СенЖеле (1432-1502), Жан Маро (1450-1526, отец Клемана Маро), Гийом Кретьен (1460-1525), Жан Лемер де Бельж (1473-1525), Пьер Гренгор (1475-1538, воспетый в романе В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», 1831).

Темы поэтических экзерсисов «Великих риториков» кажутся банальными и постоянно повторяющимися: восхваление приютивших их герцогов, культовое почитание Богородицы и святых, аллегорические объяснения в любви и оплакивание усопшего. Представление «Великих риториков» о форме как самодостаточном принципе базируется на эстетическом опыте средневековых «поэтик», а также поэтических результатах школы Машо. Основные идеи школы можно заметить уже в трактате Жака Леграна «Премудрая София» (1407), рассматривающего поэзию как своего рода «вторую риторику»; в произведении значим оказывается формальный прием, который часто затмевает содержание. Более поздние трактаты  Молине «Искусство риторики» (1493), а также анонимные «Правила второй риторики» (около 1430) и «Искусство и наука риторики» (1524-26) — развивают эти идеи. Вычурные, богатые рифмы (их типологии были посвящены целые главы трактатов), аллегории, символы наполняют циклы стихотворений и поэм, которые становятся своеобразным полем для испытаний возможностей французского языка, еще не воспринятых литературой. Таковы «Дамские четки» (около 1490) Молине, «Триумф дам» (ок. 1480) Ламарша, «Послания зеленого возлюбленного» (1505) Лемера де Бельжа и др. послания, религиозные и дидактические поэмы, баллады, сирвенты, рондо, виреле. «Великие риторики» пытались вскрыть потаенные пласты родного языка, наполнить его новыми аллегорическими красками, оставаясь тем не менее в привычных пределах средневековых поэтических форм. «Великие риторики» начинают рассматривать поэзию как «ремесло»; они — придворные, поставившие свой талант на службу сильным мира сего, и их поэзия может быть рассмотрена как один из первых опытов светской придворной поэзии. В нарочитой светскости, стремлении к языковым экспериментам они оказали влияние на К.Маро, своеобразного наследника их эстетики, и на эстетику «Плеяды», которое, впрочем, не следует преувеличивать: П.Ронсар и его последователи осудили формализм предшественников, отвергнув так почитаемые ими средневековые формы и жанры.

Словосочетание «Великие риторики» произошло от французского grands rhtoriqueurs.

Путь к осознанности
Adblock
detector