Военные романисты это группировка писателей-дебютантов американской прозы второй половины 1940-х — начала 1950-х. Главными факторами, сплотившими эту общность, явились личное участие будущих литераторов во второй мировой войне и приверженность традициям социального реалистического письма, сформировавшимся в литературе США в межвоенное двадцатилетие. Критическая направленность произведений «военные романисты» смыкалась с пафосом достижений американского реализма конца 1930-х. В числе писателей нового поколения был Г.Видал, автор романа «Уилливо» (1946) о военных операциях в северной части Тихого океана, а также «Колокол для Адано» (1944) Дж.Херси и «Галерея» (1947) Дж.Бёрнса, действие которых происходило в освобождаемой от фашистов Италии. В романе Н.Мейлера «Нагие и мертвые» (1948) получал поддержку пафос антифашистских романов С.Льюиса, Э.Хемингуэя, Дж.Стейнбека, были использованы некоторые структурные элементы трилогии Дж.Дос Пассоса «США» (1930-36). Невзирая на заимствования отдельных элементов авангардистской поэтики, художественную основу творчества «военных романистов» составляли принципы реалистического изображения и натурализма. Этот сплав присутствует в «Нагих и мертвых» при передаче батальных эпизодов и сцен армейского быта.
Испытывавший, как и его сверстники-писатели, в том числе и коллеги по группировке «военных романистов», воздействие идей марксизма, Мейлер откликался в романе на вопросы, диктуемые верностью постулатам исторического детерминизма—преемственности цивилизационных этапов, специфики национального характера, конфликта между богатыми и неимущими. Более органичным и цельным произведением реалистического склада стал роман Дж.Джонса «Отныне и вовек» (1951) — вторая (после книги Мейлера) вершина американской «военной прозы». Типичен в «Отныне и вовек» жизненный путь его главного героя Роберта Прюитта, сына бедняка-шахтера, рядового воинского контингента на Гавайях. Роман Джонса «Отныне и вовек» явился концом истории «военных романистов». Из всех своих единомышленников лишь Джонс остался верен избранной стилистике и военной теме в романах «Тонкая красная линия» (1962) и «Только позови» (1978), в повести «Пистолет» (1958) и документальном эссе «Вторая мировая война» (1975). Роман Дж.Хеллера «Уловка 22» (1961), выдержанный преимущественно в гротескно-ироническом ключе и предвосхищавший некоторые постмодернистские интонации, перевел художественное осмысление военного опыта в иное эстетическое измерение.
Словосочетание «военные романисты» произошло от английского war novelists.