
Хейти это в древнеисландской поэзии – поэтический синоним, который используется для обозначения имени или предмета вместо распространённого слова; замена имён, переименование.
Происхождение
В Добу викингов предания передавались устно. Истории рассказывались в стихах с метрическим ритмом и образцами поэтических выражений, которые способствовали запоминанию эпических сказаний. Исландская героическая и мифическая поэзия также представляла собой игру слов, сложный язык которой соответствовал стилю резьбы викингов по дереву, камню и металлическим предметам. Как скандинавские словари, так и ремесленники избегали реалистичных изображений и вместо этого воплощали их представление в сложные образы. В старой Скандинавии участие как скальда, так и зрителей в игре по созданию поэтических сочинений было признаком интеллекта. Кроме того, хейти представляли собой важную часть словаря поэта, поскольку техника аллитерации требовала употребления синонимов, которые начинались с созвучных букв.
Существование хейти для имён богов в исландской поэзии (около 150 имён для верховного бога Одина) восходит к религиозным традициям. Древнескандинавская религия требовала в обозначении богов или запретных вещей, лиц называть их качества вместо имени.
Хейти и кеннинг
Понимание поэтической техники, используемой скальдами, улучшает понимание читателем этого текста. В словесных играх скальды применяли поэтические приёмы:
- хейти – поэтический синоним, используемый вместо традиционного слова. Термин «хейти» означает «имя» и происходит от глагола at heita, «называть». Хейти, как правило, представляет собой одно слово (существительное). Хейти также бывают собственными именами. В скальдической мифологии предводитель асов Один имел другие имена, в том числе: Альфёдр («всеотец»), Хар («высокий»), Вератюр («повелитель людей»), Игга («страшный»). В основе хейти часто лежит метафора, эпитет, синекдоха или метонимия;
- кеннинг – название людей и вещей метафорами; обычно замена существительного двумя существительными. Слово «кеннинг» происходит от глагола at kenna, которое означает «именовать и обозначать». «Огонь эгира» – это кеннинг для золота, поскольку согласно исландскому сказанию, золото освещало пир асов у морского великана Эгира. Слово «эгир» выступает поэтическим синонимом (хейти) моря. Таким образом, хейти часто используются для построения кеннинга.
Хейти рассматриваются отдельно от кеннингов, поскольку хейти – это одно слово, тогда как кеннинг – оборот в форме фразы или сложного слова. Кроме того, хейти – традиционные, постоянные синонимы в поэтической речи, в отличие от кеннингов, которые создавались поэтом.

С помощью хейти скальды заменяли традиционное слово на поэтическое, например, «лошадь» на «конь», или «скакун». Большинство хейти менее ясны, чем этот пример, и требуют знания скандинавских мифов и легенд, многие из которых содержатся в произведении «Младшая Эдда» (1222-1225), написанном исландским скальдом Снорри Стурлусоном. Например, вождь упоминается в «Эдде» как «расточитель золота» или «разламыватель колец», что отражает обычай, при котором лидеры награждали последователей, разбивая свои золотые или серебряные кольца на куски и давая им подарки.
Пример использования хейти:
Люди Ветром зовут,
а боги – Летящим,
он Ржущий – у асов,
Ревущий – у турсов,
Шумящий – у альвов,
а у Хель он – Порывистый
(«Младшая Эдда»)
Группы хейти
Хейти, или поэтическими синонимами, выступают разные группы слов:
- архаичные слова, которые используются только в поэзии. Например, слово gumi, которое означает «человек», встречается в прозаических сложных словах (brudgumi – «жених»), но как отдельное слово не встречается вне поэзии. К этой группе относятся хейти для имён богов. Например, имена Одина – Гримнир, Видур – встречаются только в поэзии;
- слова, распространённые в прозе, но имеющие разные значения в поэзии. Например, в прозе слово «невеста» означает женщину, вступающую в брак, а в скальдической поэзии подразумевается «женщина»;
- собственные имена, которые употребляются как нарицательные. Например, имя богини любви и красоты в скандинавской мифологии «Фрейя» стало общим обозначением благородной дамы.
В скальдической мифологии использование поэтических синонимов включает широкий круг понятий, наиболее частые из них – хейти людей, богов, природных явлений, животных, птиц, деревьев, а также термины для оружия.
Применение хейти обогащает художественную речь и приводит к затемнению смысла стиха, двусмысленности. Расшифровать значения слов, скрытых под иносказательными выражениями, возможно при знакомстве со скандинавским эпосом. Мифологические метафоры легли в основу скандинавской фразеологии. Из-за хейти исландская поэзия имеет собственный словарь, или лексикон, а овладение искусством поэтической композиции означает изучение новых значений и имён.
Слово хейти произошло от исландского heiti.