
Завязка – это элемент сюжета, исходный момент в развитии действия литературного произведения; событие, из которого нарастает основной конфликт произведения и направляется к его окончательному разрешению. В литературном произведении действия персонажей логически взаимосвязаны. Каждое событие возникает в результате предыдущего. Последовательность событий в рассказе, которые влияют на другие события на основе причинно-следственной связи, составляет единое действие и представляет собой сюжет художественного произведения.
Сюжет раскрывает характеры персонажей, их взаимоотношения, а также череду описываемых событий. Поскольку в основе сюжета – возникновение, нарастание, а также разрешение конфликта, т. е. столкновения противоположных сил, структура литературного произведения включает несколько этапов его развития.
Завязка в структуре сюжета
В структуру сюжета литературного произведения входят следующие элементы:
- экспозиция;
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка.
В структуре произведений встречаются и иные элементы сюжета, например, пролог или эпилог. Каждый элемент выполняет свою функцию. Например, экспозиция предоставляет информацию о главных участниках будущих событий, времени и месте ещё до развития действия, а пролог повествует о том, что происходило до описанных в произведении событий.
Различают три обязательных элемента сюжета: завязка, кульминация, развязка. Завязка используется в каждом рассказе для построения повествования, даже если ему присуща нестандартная структура сюжета.
Завязка обычно содержится в начале произведения, хотя иногда появляется в середине или в конце. Например, читатель узнает о решении героя романа Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Чичикова приобретать мёртвые души в конце произведения.
В масштабных произведениях (например, в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина») часто присутствуют несколько завязок, начинающих разные сюжетные линии. Каждая отдельная часть художественного произведения (часть, глава, действие и пр.) имеет отдельную завязку, подчинённую общей. Завязка в произведении – отправной пункт для развития действия.
Виды завязки
Завязка обычно начинается после экспозиции (введения). В этом случае рассказ становится мотивированным и последовательным. Однако некоторые произведения начинаются с внезапной, немотивированной завязки, что придаёт им остроты и скрытности. В такой завязке заложена интрига (лат. inticare – запутывать, сбивать с толку), т. е. способ организации действий в произведении с помощью усиления напряженности, скрытых намерений, острого противостояния интересов. Наличие интриги свойственно преимущественно остросюжетным приключенческим, авантюрным произведениям (например, детективу). В детективных романах завязка, как правило, – это описание преступления, которое вскоре будет раскрываться детективами, в приключенческих – сцена, побуждающая персонажей к подвигам. Пример интригующей завязки – начало романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».
Значение завязки в произведении
Завязка – это событие, из которого берёт начало развитие действия в произведении. В завязке, как правило, начинается основной конфликт, происходит столкновение сил, что приводит к развитию последующих событий в произведении.
Завязка имеет большое значение в раскрытии характеров персонажей. В завязке обычно показано первое столкновение антиподов, зарождение напряжения между героями, появление конфликтной ситуации, которая будет развиваться в дальнейшем и углубляться к её окончательному разрешению. Завязка определяет основные линии развития сюжета, ориентирует читателя в разделении сил, конкретизирует тему и проблематику произведения.
Завязка часто рассматривается как наиболее значимая часть сюжета, поскольку кульминация и развязка зависят от событий, описанных в начале произведения.
Примеры завязки в произведениях
-
Ромео и Джульетта Завязка в трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» (1597) происходит, когда Ромео увидел Джульетту на балу, и они влюбились друг в друга. Но поскольку Джульетта походит из рода Капулетти, с которым враждует семья Ромео Монтекки, их любовь кажется обречённой с самого начала.
- Завязка в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет» (1603) происходит, когда принц датский Гамлет встретил призрака и узнал от него, что его дядя, король Клавдий, убил его отца. Жажда мести за убийство отца сопровождает главного героя на протяжении пьесы и определяет развитие действия.
- Завязка в романе А. Дюмы «Три мушкетёра» (1844) – это эпизод, когда гасконский дворянин д’Артаньян после прибытия в Париж встретился с кардиналом Ришелье и понял, что у него появился сильный противник. Их встреча стала началом закономерной череды событий, на которой основано произведение.
- Завязка в фильме «Один дома» (1990) режиссёра Криса Кламбуса происходит, когда главный герой Кевин остался сам дома, когда его семья отправилась в отпуск.